Другие журналы
|
электронный научно-технический журналИНЖЕНЕРНЫЙ ВЕСТНИКИздатель: Общероссийская общественная организация "Академия инженерных наук им. А.М. Прохорова".
УМКД: теория и практика
Конструкторская подготовка на машиностроительных специальностях в МГТУ им. Н.Э. Баумана, содержание, проблемы и перспективы
# 03, март 2015 УДК: 378.18 Рассмотрена постановка конструкторской подготовки на машиностроительных специальностях МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сформулированы требования к инженеру-конструктору, на выполнение которых направлена основная образовательная программа. Конструкторская подготовка состоит из общей и специальной. Установлены дисциплины, обеспечивающие общую конструкторскую подготовку, проанализированы их программы и определены недостатки, устранение которых будет способствовать повышению качества обучения. Специальная конструкторская подготовка базируется на научных дисциплинах специальности и осуществляется через комплекс курсовых работ, курсовых проектов, практики и дипломный проект. Показана необходимость обеспечения возможности практической реализации разработок студентов и предложены пути решения этой задачи. В заключение сформулированы требования по повышению качества конструкторской подготовки.
О методике изложения некоторых разделов комбинаторики: теория Пойа
# 02, февраль 2015 УДК: 519.101+372.851 Рассматривается методика изложения одного из разделов перечислительной комбинаторики, известной как теория Пойа. Предлагаются пересмотренные, существенно упрощенные и в то же время максимально детализированные доказательства леммы Бернсайда и теоремы Пойа о структурном перечне классов эквивалентности функций разметки. В отличие от известных руководств, в которых доказательство основных положений весьма сложно и малодоступно студентам технических вузов, предлагаемая методика позволяет прозрачно и не жертвуя строгостью изложить основные определения и теоремы. Особое внимание уделяется специальному классу функций разметки, называемых ступенчатыми, подробный анализ которых и лежит в основе нового доказательства теоремы Пойа.
Конструкторско-технологическая подготовка бакалавров в МГТУ им. Н.Э. Баумана
# 02, февраль 2015 УДК: 378 В данной работе на основе федеральных государственных образовательных стандартов по подготовке бакалавров анализируется нынешнее состояние конструктоско-технологической составляющей этой подготовки в МГТУ им. Баумана. Показано, что базовая часть конструктоско-технологической подготовки студентов-бакалавров и студентов-специалистов совпадают. Вторая часть этой подготовки, которая начинается в 7 семестре, у студентов-бакалавров существенно меньше по объему. Предлагается для студентов-бакалавров усилить именно базовую часть их конструктоско-технологической подготовки путем экономической и экологической оценок изучаемых технологических процессов, включения в изучаемый материал наиболее перспективных технологий. Дана критическая оценка методики преподавания учебных дисциплин «Инженерная графика» и « Основы конструирования машин». Отмечается необходимость создания междисциплинарной методической литературы.
Применение векторного исчисления в задачах сферической геометрии
# 12, декабрь 2014 УДК: 514.13+514.116+514.742.2 В работе предлагается единый подход, основанный на применении аппарата векторного исчисления, к доказательству свойств высот, медиан и биссектрис сферического треугольника, а также сферических теорем синусов и косинусов. Подобный подход к сферической геометрии известен, однако анализ имеющихся работ показывает, что каждая из них освещает лишь отдельные вопросы, причем часть результатов допускает усиление и обобщение. В работе применение инструментария векторной алгебры существенно расширено, предложено строгое изложение основных понятий сферической геометрии. Статья может быть полезна студентам МГТУ им. Н. Э. Баумана, обучающимся по направлению подготовки «Прикладная математика» и "Математика и компьютерные науки", а также студентам других специальностей, интересующимся как возможностями применения векторной алгебры для решения различных задач, так и собственно сферической геометрией, в качестве материала для самостоятельного изучения.
Программа 3D моделирования в преподавании графических дисциплин
# 11, ноябрь 2014 УДК: 372.862 Предметы «Черчение» в школе и «Инженерная графика» в университете призваны развивать у обучаемых следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и творческое. В педагогике различают следующие этапы степени усвоения предмета: понимание, запоминание, применение знаний на практике, решение творческих задач. Последний этап очень важен для повышения интереса к предмету и развития конструкторского мышления будущих инженеров. Преподавание считается эффективным, если обучаемые изготавливают модели своих конструкций. Преподаватели кафедры «Инженерная графика» МГТУ им. Н.Э. Баумана активно работают с учащимися профильных школ, помогая им подготовиться к участию в научном соревновании «Шаг в будущее». Цель статьи состоит в том, чтобы на примере трех творческих задач показать, во-первых, преемственность стереометрии и инженерной графики, во-вторых, возможности использования средств компьютерной графики, в частности программы Autodesk Inventor, при решении творческих задач.
Использование гидравлических стендов «FESTO» при исследовании динамики электрогидравлического следящего привода
# 12, декабрь 2014 УДК: 62-526 В статье приводятся основные характеристики гидравлических стендов «FESTO», в состав которых входит электрогидравлический следящий привод и цифровые системы обработки информации и управления. Описывается модернизация стендов, проведенная авторами путем установки дополнительного аппаратного и программного обеспечения. Показываются новые возможности их применения для изучения динамики электрогидравлического следящего привода и разработки регуляторов с использованием математического и физического моделирования гидроприводов. Приведены результаты одного из физических экспериментов, проводимых на модернизированных стендах «FESTO» в ходе лабораторных работ, выполняемых студентами на кафедре «Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика».
3D- моделирование в среде Autodesk Inventor при конструировании сборочных единиц
# 09, сентябрь 2014 УДК: 372.862 В современной школе учащиеся должны получать навыки выполнения чертежей сборочных единиц. Овладение теоретическими знаниями по черчению и практическими умениями в применении САПР будут способствовать «развитию качеств личности для выбора направления трудовой деятельности. Существующие компьютерные системы автоматизации проектно-конструкторских работ – САПР, например «КОМПАС-3D LT» позволяет создавать параметрические модели деталей и получать их чертежи в полном соответствии с ГОСТ. Преподаватели кафедры «Инженерная графика» МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с учителями профильных школ разработали комплект сборочных единиц, состоящих из небольшого числа достаточно простых деталей и соединенных между собой наиболее простыми видами соединений. В статье приведен пример одной из таких сборочных единиц. Чертежи выполнены как карандашом, так и с применением программы Inventor.
Методика контроля знаний при изучении дисциплины "Теория механизмов и машин"
# 12, декабрь 2014 УДК: 681.5 МГТУ им. Н. Э. Баумана один из немногих российских ВУЗов, который сохраняет дисциплину «Теория механизмов и машин» как самостоятельную дисциплину в учебных планах бакалавриата и специалитета по машиностроительным направлениям, которой отводится роль связующего звена между базовыми для высшего образования дисциплинами и специальными дисциплинами. Поэтому программа дисциплины предусматривает существенное увеличение объёма самостоятельной работы студента и введение в учебный процесс нового для него вида работы – курсового проектирования. А это в свою очередь требует организации непрерывного и эффективного контроля знаний студента при освоении дисциплины. В статье рассматриваются организационные, методические и обучающие аспекты контроля знаний. Показано, что текущий контроль знаний лучше осуществлять, используя дополнительные плановые занятия, а не только контрольные мероприятия. Описана процедура проведения текущего контроля знаний в пределах дисциплинарного модуля, промежуточных аттестаций и контрольных работ. Рассмотрен пример карт рубежного контроля, создаваемых на основе банка типовых задач.
Повышение эффективности специальной подготовки студентов военной кафедры связи гражданского ВУЗа
# 11, ноябрь 2014 УДК: 351/354 В статье предложен научный подход с использованием комбинированной экспертно-аналитической модели определения порога уровня успеваемости студентов военной кафедры связи, которая лежит в основе методики оценки эффективности специальной подготовки студентов. В модели применена комбинация трех методов: экспертный метод, аппарат теории нечетких (размытых) множеств и элементы матричной алгебры. Определение порога уровня знаний студентов дает возможность разработки практических мероприятий с целью повышения эффективности учебного процесса. В дальнейшем по разработанному алгоритму и программе расчета эффективности будет сформирована методика оценки эффективности специальной подготовки студентов военной кафедры №4 «связи» Калужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Создание 3D-моделей в среде Autodesk Inventor при конструировании деталей машин
# 10, октябрь 2014 УДК: 372.862 Среди технических деталей часто встречаются детали типа тел вращения, срезанные плоскостями. При создании чертежей следует не только правильно выполнять построение, но и знать геометрические свойства получающихся линий, которые называют линиями среза. Конструкции большинства деталей машин содержат коническую поверхность. До наших дней сохранился труд «Конические сечения» древнегреческого математика Аполлония Пергского (III – II вв. до н.э.). Аполлонию мы обязаны и современными названиями кривых – эллипс, парабола и гипербола. Конические сечения, исследованные Аполлонием, являются примером математической теории, созданной задолго до того как она оказалась необходимой. В статье приведена конструкция технической детали, ограниченной различными поверхностями вращения, в том числе конической. Показано построение кривых карандашом, а также 3D моделирование в среде программы Inventor.
Решение инженерных задач графическими способами
# 12, декабрь 2014 УДК: 372.862 Метод проекций, теоретически обоснованный основоположником начертательной геометрии – великим французским математиком Гаспаром Монжем, впервые был применен им на практике, правда в военных целях, и поэтому некоторое время представлял собой военную тайну. С тех пор данный метод используется при создании проектов новых машин. Имеется целый ряд инженерных задач, которые можно решить методом Монжа графически. В статье приведены такие задачи, причем, наряду с графическим их решением разрабатывалась компьютерная программа, описывающая решение. Примеры использования графического метода не исчерпываются примерами, представленными, в статье. Статья предназначена для студентов, изучающих инженерную графику, так как иллюстрирует возможности метода проекций при решении инженерных задач
Использование графического интерфейса в приложениях на C++ в решении задач вычислительной математики
# 12, декабрь 2014 УДК: 004.514 Статья посвящена вопросам создания и использования графического интерфейса в приложениях на языке C++ на базе платформы MS Visual C++.NET в решении задач вычислительной математики. Проблема является актуальной для пользователей, в частности, для студентов, изучающих возможности создания и использования программного графического интерфейса в визуальной среде программирования применительно к задачам вычислительной математики, компьютерной графики и т.п. Рассмотрены возможности управляемой среды CLR и особенности создания управляемого кода в среде CLR (Common Language Runtime), а также основные проблемные вопросы создания приложений в среде визуального программирования. Рассмотрены возможности использования Windows Forms, а также принципиальные особенности разработки приложений для Windows в среде MS Visual C++.NET с помощью конструктора Windows Forms. Показаны возможности создания графического интерфейса с помощью виджетов кроссплатформенной библиотеки GTK++ в приложениях на языке С++. Приведен конкретный пример создания и использования графического интерфейса в приложениях MS Visual C++.NET.
Методика разработки программ обработки файлов произвольного доступа
# 12, декабрь 2014 УДК: 004.043.085 В начале обучения программированию у многих студентов возникают трудности освоения некоторых разделов курса программирования. В частности, вызывает проблемы разработка алгоритмов и программ работы с файлами. В целях облегчения процесса разработки программ рассматриваются типовые алгоритмы обработки файлов произвольного доступа. Приводятся примеры работы с файлами, содержащими числа, и с файлами, которые хранят информацию о студентах, данные о каждом студенте представлены в виде переменных - структур. Даются примеры программных кодов реализации этих алгоритмов в среде визуального программирования.
Вопросы унификации в задании на проект по курсу «Основы конструирования машин»
# 12, декабрь 2014 УДК: 372.862 В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с унификаций в задания на курсовой проект по дисциплине "Основы проектирования машин". Рассматриваются примеры, возникающие на практике в реальной конструкторской работе, демонстрирующие необходимость особого внимания к вопросам унификации. Предлагается дополнение курса "Основы конструирования" изучением вопросов стандартизации и унификации, являющихся важными направлениями современного машиностроения, создающими предпосылки специализации производства. Также предлагаются внесение дополнительных требований в задания на курсовой проект, завершающий освоение курса.
Использование способов 3D моделирования при анализе конструкции деталей машин
# 10, октябрь 2014 УДК: 372.862 Среди поверхностей, ограничивающих детали машин, особое место занимает коническая поверхность. Большинство запорных устройств трубопроводных систем содержат конические пробки, которые благодаря своей форме обеспечивают надежность в эксплуатации. Коническая поверхность обладает способностью передавать крутящий момент, поэтому практически все режущие инструменты, предназначенные для обработки отверстий (сверла, зенкеры, развертки, метчики), а также фрезы снабжены хвостовиком конической формы. Коническая поверхность ограничивает самый распространенный элемент деталей – фаску. В конструкциях деталей машин часто встречается пересечение конической поверхности с плоскостью. При создании чертежей таких деталей приходится строить кривые конических сечений. Цель данной статьи состоит в том, чтобы показать, как без построения можно определить вид кривой, получающейся при пересечении конической поверхности с плоскостью.
Важные этапы изучения основ программирования
# 12, декабрь 2014 УДК: 004.423.4 Опыт преподавания различных языков программирования, изучаемых в курсе «Информатика», показывает, что формальное знание правил работы конструкций языка и синтаксически правильное их использование в тексте программы, даже при понимании алгоритма решения задачи, не всегда позволяет студенту создать работающую программу. Особенно это свойственно студентам, которые первый раз изучают программирование. В статье рассматривается способ создания тестов и их использование для контроля знаний правил работы не отдельно взятого оператора, а группы операторов в их совокупности с другими операторами программы. Предложена методика создания и использования тестов, созданных на основе уже известных алгоритмов, для обучения практике применения отладочных программ.
Особенности программной обработки периодических реквизитов данных в информационных системах
# 04, апрель 2014 УДК: 004.043.085 К периодическим реквизитам информационных систем относятся данные, позволяющие хранить историю изменений их значений. При обработке данных информационных систем возникает необходимость осуществлять выборку значений требуемых реквизитов с учетом даты изменения. Если в истории значение реквизита на запрашиваемую дату существует, то интересующее значение будет получено. При отсутствии значения на эту дату будет получено значение на ближайшую дату.Рассматривается перечень реквизитов, относящихся к периодическим реквизитам. Актуальность работы определяется необходимостью получения фактических данных реквизита на определенную дату. Предлагается алгоритм поиска и выборки требуемого периодического реквизита при обработке запросов, использующих периодические реквизиты.
Методические приемы разработки программ с использованием фрагментов типовых алгоритмов
# 05, май 2014 УДК: 004.043.085 В начальной стадии обучения программированию многие студенты испытывают психологический барьер, связанный с необходимостью восприятия большого числа формализованных понятий, конструкций и операторов языка, структурированных типов данных и др. Из-за недостаточности алгоритмического мышления возникает замедление процесса освоения разработки программ. В целях снижения психологического барьера и ускорения процесса освоения разработки программ предлагается на начальном этапе обучения использовать готовые типовые фрагменты программ, включая описания констант, переменных, массивов, ввод переменных и массивов, вычисление по типовым алгоритмам и вывод результатов обработки данных. Этот прием придаст уверенность студенту при начальных разработках и отладках программ. В дальнейшем студент может использовать появившийся опыт в разработке более сложных программ, используя накопившийся опыт. Источником типовых фрагментов программ могут служить методические разработки в виде кратких справочников по программированию
Объединение и обновление совместимых реляционных таблиц
# 05, май 2014 УДК: 681.3.07 В статье обосновывается актуальность задачи объединения совместимых реляционных таблиц. Рассматривается понятие "совместимые реляционные таблицы". Формулируется постановка задачи. На конкретном примере рассмотрен процесс объединения и обновления таблиц.
77-48211/635835 Особенности применения оборудования фирмы Лукас Нюлле в лаборатории электрических машин кафедры «Электротехника и промышленная электроника» МГТУ им. Н. Э. Баумана.
# 10, октябрь 2013 Проектирование учебной лаборатории машинам требует учета множества факторов, таких как: финансовые возможности университета по закупке и обслуживанию лабораторного оборудования, количество часов, выделяющихся в учебных планах базовых курсов и спецкурсов на практическую подготовку; количество студентов (учебных групп), обучающихся на кафедре в течение года; площади, которые доступны кафедре, для организации лаборатории; уровень квалификации преподавателей кафедры, проводящих занятия в лаборатории; укомплектованность кафедры учебно-вспомогательным персоналом, обеспечивающим обслуживание и ремонт лабораторного оборудования. При большой загрузке лабораторного зала и низкой укомплектованности кафедры учебно-вспомогательным персоналом, на первый план выдвигаются вопросы надежности лабораторного оборудования. В этих условиях целесообразно использовать компьютеризированные стенды, отдельные блоки которых сконфигурированы под конкретную работу и студентам в процессе выполнения работы не требуется проводить перекоммутацию блоков. Рассмотрен состав лабораторного стенда, даны рекомендации по выбору режимов блока управления сервоприводом и порядку выполнения работы.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|