Методическая периодика: проблемы и решения
 
 
 
Другие журналы

электронный научно-технический журнал

ИНЖЕНЕРНЫЙ ВЕСТНИК

Издатель: Общероссийская общественная организация "Академия инженерных наук им. А.М. Прохорова".

Педагогические технологии и методы

Формирование интуитивных навыков специалистов технического профиля
# 10, октябрь 2015
УДК: 159.9
Добряков А. А., Печников В. П.
В основе ментально-структурированного подхода к подготовке специалистов технического профиля лежит учёт закономерностей мыслительной деятельности человека. Построенная на основе такого подхода образовательная технология даёт возможность не только эффективно приобретать необходимые для технического специалиста знания в конкретной предметной области, но и целенаправленно формировать составляющие его мыслительной грамотности. В их число входит как понимание закономерностей мышления и памяти, так и формирование не явно выраженных интуитивно- чувственных способностей как части интеллектуального потенциала будущего специалиста. В отличии от традиционного метода обучения в подобную образовательную технологию должны быть включены специальные обучающие мероприятия по развитию таких способностей. В качестве примера приводится адаптированная для этих целей конкретная техническая задача.
Методические аспекты теории вычетов при вычислении контурных интегралов
# 09, сентябрь 2015
УДК: 539.3
Титов К. В.
Статья посвящена разработке компьютерных технологий  в образовании и созданию методического контента в теории функций комплексной переменной. В этой связи важным является представление методов решения задач в виде учебных программ в одной из  систем компьютерной математики [1], например, Mathcad или Maple. Такая постановка процесса обучения может считаться замкнутой на конечную цель -  получение всего спектра знаний от теории до практического результата. А имеющийся электронный ресурс по этой теме и ссылка www.bmstu.ru/ps/~kvtitov на него  позволяет получать многовариантные решения в интерактивном режиме и, в этом смысле, делает статью мобильной и оригинальной в части использования информационных и телекоммуникационных технологий в Internet-пространстве.  Исходные данные в интерактив­ном режиме можно изменять и вновь получать решения и, таким образом, вести эксперимен­тальные исследования.
Оценка трудоемкости метода сил и метода конечных элементов при расчете балок
# 07, июль 2015
УДК: 539.3
Ганыш С. М.
В статье рассматривается методика оценки трудоемкости решения задач методом сил и методом конечных элементов. Производится структурный анализ методов, выявляются основные этапы решения задачи. Приводятся результаты экспериментального исследования в области оценки времени решения задач в зависимости от степени статической неопределимости для метода сил, и степени кинематической неопределимости для метода перемещений. Производится оценка трудоемкости каждого из этапов на основе экспериментальных данных. Для каждого из этапов выводятся зависимости, позволяющие оценить время, затрачиваемое на этап в зависимости от параметров исследуемой системы. Проводится сравнение метода сил и метода конечных элементов, а также даются рекомендации по практическому использованию полученных оценок трудоемкости решения задач.
Методика геометро-графической подготовки специалистов на факультете «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана
# 07, июль 2015
УДК: 378
Дудоладов В. А., Суфляева Н. Е.
В статье рассматриваются задачи графической подготовки инженеров-специалистов в современных условиях. Доказывается необходимость изучения CAD-систем с самого начала инженерного образования в рамках традиционных графических дисциплин: начертательной геометрии и инженерной графики. Подчеркивается целесообразность изъятия из программ этих дисциплин устаревших ручных приемов решения инженерных задач. Описывается опыт внедрения экспериментальной методики преподавания графических дисциплин в объеме двух семестров с применением CAD-систем на факультете «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Приведены особенности экспериментальной методики. Сделаны выводы об эффективности комплексного применения CAD-систем на основе традиционных программ преподавания инженерных графических дисциплин.
Тестовый контроль знаний раздела «Основы теории графов»
# 05, май 2015
УДК: 378.147.88
Халайджи А. К., профессор Овчинников В. А.
Объектом исследования является теория педагогических измерений и возможность её применения к проверке знаний студентов в предметной области «Основы теории графов». Приведено определение теста. Проанализировано назначение тестов, их достоинства и недостатки. Приведены основные требования, предъявляемые к тестовым заданиям, к их форме и содержанию, а также к процессу синтеза тестов. Рассмотрена основная идея адаптивного тестирования. Приведена классификация тестовых заданий по форме. Проведён анализ достоинств и недостатков заданий каждого вида, и даны рекомендации по их оцениванию. Приведены примеры тестовых заданий для предметной области «Основы теории графов». В рамках этой же предметной области рассмотрена задача построения задач деятельностного характера и предложены подходы к её решению.
Педагогические аспекты обучения основам конструирования машин
# 05, май 2015
УДК: 621.81
Ряховский О. А.
В данной работе рассматривается подход к обучению студентов дисциплине «Детали машин и основы конструирования». Освещаются основные этапы освоения данного курса в течение двух семестров: изучение теоретических основ предмета в первом семестре и выполнение курсового проекта во втором. Приводятся пример домашнего задания, выдаваемого студентам в первом семестре и примеры чертежей, выполняемых студентами во втором семестре. В статье также приводятся основные моменты и особенности, на которые стоит обращать внимание студентов при изучении ими данной дисциплины как в первом, так и во втором семестре.
Совершенствование балльно – рейтинговой системы оценки знаний студентов – путь к улучшению их успеваемости
# 05, май 2015
УДК: 378.1
Чуев В. Ю., Дьякова Л. Н., Дубограй И. В.
В статье анализируется существующая в МГТУ им.Н.Э. Баумана балльно - рейтинговая система оценки знаний студентов.  Отмечаются положительные результаты её введения. Рассматриваются способы изменения некоторых положений  данной системы с целью устранения её существующих недостатков. Отмечается необходимость повышения веса экзамена в итоговой оценке. Также предлагается изменение формы проведения экзамена, что позволит преподавателю более объективно оценить знания студента. Предлагаемые рекомендации по совершенствованию балльно – рейтинговой системы должны привести к улучшению работы студентов в семестре и при подготовке к экзаменам, что  должно привести к повышению уровня знаний студентов и, как следствие, улучшению их успеваемости.
Геометро-графические дисциплины в высшем профессиональном образовании
# 05, май 2015
УДК: 378.147
Якунин В. И., Серегин В. И., профессор Гузненков В. Н., Журбенко П. А.
В статье рассматриваются геометро-графические дисциплины в высшем профессиональном образовании. В ней описано традиционное содержание геометро-графической подготовки. Блок геометро-графических дисциплин состоит из начертательной геометрии, инженерной графики, технического рисунка и компьютерной графики. Главной чертой современной графической подготовки является 3D-моделирование. В статье даны современные определения графических дисциплин в высшем профессиональном образовании. Главная цель модернизации графической подготовки – существенный рост качества обучения без увеличения количества учебных часов. Геометро-графические дисциплины должны сосредоточиться на геометрическом моделировании и графическом документировании. В статье выделено значение начертательной геометрии как научной дисциплины с ядром – теорией геометрического моделирования.
Особенности методического обеспечения дисциплины «Функциональный анализ и интегральные уравнения» в техническом университете
# 05, май 2015
УДК: 378
Власова Е. А.
Приведено обобщение опыта преподавания дисциплины «Функциональный анализ и интегральные уравнения» студентам факультета «Фундаментальные науки». Описаны место и назначение курса в рамках профессионального математического образования. Указана важность дисциплины в формировании у студента познавательных, творческих и общепрофессиональных компетенций. Представлены методические проблемы преподавания дисциплины, основные идеи их разрешения, методы и приемы обучения, организации самостоятельной работы студентов, педагогические инструменты достижения поставленных целей. Обозначены наиболее важные проблемы, возникающие при переходе к модульно-рейтинговой системе оценивания учебных достижений, указаны возможные пути их преодоления.
Особенности организации учебного процесса по дисциплине «Физико-химические основы микро- и нанотехнологий»
# 04, апрель 2015
УДК: 372.862
Боброва Ю. С.
В статье изложены результаты двухлетней апробации дисциплин «Физико-химические основы электронных технологий» и «Физико-химические основы нанотехнологий» на кафедре «Электронные технологии в машиностроении» (МТ 11), МГТУ им. Н. Э. Баумана у бакалавров 3-го года обучения в части изучения конструкционных материалов, их свойств и связи с основными технологическими процессами их получения и обработки. В статье уделено внимание основным формам проведения аудиторных и самостоятельных занятий, а также способам обеспечения профессиональной мотивации бакалавров и способам их вовлечения в процесс повышения качества преподавания дисциплины.
Актуальные проблемы преподавания проекционного черчения в техническом университете
# 04, апрель 2015
УДК: 514.18
Бочарова И. Н., Демидов С. Г.
Рассматривается содержание первого раздела инженерной графики — проекционного черчения, анализируются причины невысокой успешности его изучения. Показывается необходимость комплексного подхода к методике преподавания данного раздела. Для повышения эффективности обучения необходимо сформулировать чёткие логические правила выполнения построений при решении, использовать творческие задачи с несколькими возможными решениями, технический рисунок и трехмерное компьютерное моделирование, стремиться использовать индивидуальный подход к обучаемым. Как показывает практика, такой подход к преподаванию проекционного черчения позволяет повысить успеваемость.
Образовательная игровая система
# 03, март 2015
УДК: 004.9
Лохматов Ю. Ю., Ничушкина Т. Н.
В статье рассматривается целесообразность разработки образовательной игровой системы, возможность эффективного обучения в игровой форме. Проводится анализ основных проблем разработки образовательных игровых систем, и предлагаются возможные способы их решения. С учетом особенностей игровых систем выбираются критерии и их оптимальные значения, которым должна отвечать разрабатываемая система и выполняется подбор инструментов разработки. Проводится разработка структуры и создание базы данных заданий и реализация механики, корректирующей игровой процесс в зависимости от достижений и скорости усвоения материала.
Методические приемы, используемые на занятии по теме "Расстановка пределов и вычисление двойных интегралов в декартовых координатах" на ГУИМЦ.
# 03, март 2015
УДК: 378.14
Нараленкова И. И., Петрова Е. В.
В статье на примере первого семинара в курсе «Кратные и криволинейные интегралы. Ряды» на тему «Расстановка пределов и вычисление двойных интегралов в декартовых координатах» на отделении ГУИМЦ рассмотрены такие особенности методики проведения занятий для студентов с частичной и полной потерей слуха как максимальная визуализация учебного материала и максимально кинестезированные формы его презентации; кроме того, обозначены этапы проведения семинара; а также отмечены психолого-педагогические задачи, стоящие перед преподавателем, работающим с данным контингентом учащихся (создание мотивации и благоприятного психологического климата в группе, реализация принципа индивидуализации).
Методика изложения теории предельных напряженных состояний Мора без использования круговой диаграммы
# 03, март 2015
УДК: 539.3
Даниленко К. Б.
Курс сопротивления материалов в разделе «Критерии предельных состояний» традиционно содержит рассмотрение критерия максимального касательного напряжения Треска-Сен-Венана, критерия энергии формоизменения Хубера-Мизеса, и теории предельных состояний Мора, причем она считается самым полным и теоретически обоснованным критерием предельных состояний. Рассматривается графоаналитический метод, позволяющий выводить основную формулу теории Мора. При этом не используется круговая диаграмма напряженного состояния Мора, изучение которой не включено в некоторые сокращенные курсы сопротивления материалов. Предложенный вывод отличается простотой и ясным физическим смыслом. Даются краткие исторические сведения и рекомендации по изложению теории Мора в курсе сопротивления материалов
Автоматизация тестирования студенческих программ в среде Turbo Delphi
# 12, декабрь 2014
УДК: 81.3.069
Алексеев Ю. Е., Куров А. В.
Рассмотрены вопросы автоматизации тестирования программ студентов в ходе выполнения лабораторных работ по курсу ”Информатика”. Предложен подход, позволяющий студенту быстро протестировать программу заранее подготовленным преподавателем кодом, который встраивается в исходную программу. Изложенное решение проблемы позволяет сэкономить время студента и преподавателя во время занятий, обеспечивает их более высокую интенсивность.Приводится последовательность действий, позволяющая создать шаблон для тестирования программ в среде Turbo Delphi. Приведены примеры конкретной реализации проверки программ, написанных в среде Turbo Delphi
Использование компьютерной программы Inventor
# 11, ноябрь 2014
УДК: 372.862
Юренкова Л. Р., Фомичева Ю. С.
В программу по черчению для средней школы и в программу по инженерной графике в техническом университете входит тема «Построение разверток поверхностей». В различных отраслях народного хозяйства широко применяются разнообразные изделия, выполненные из листового материала путем изгибания, например, в машиностроении такими изделиями являются детали корпусов машин, трубопроводов, емкости и др., в легкой промышленности – одежда, обувь. Таким образом, построение разверток  является важной технической задачей.При изучении темы «Развертки» учащимся предлагаются творческие задачи. Решение этих задач сначала следует выполнять карандашом. Физиологами и психологами доказано, что работа карандашом является необходимым условием развития пространственного мышления. В статье приведена задача, для решения которой необходимо  по развертки детали выполнить технический рисунок, 3D-модель в программе Inventor и модель из бумаги. Учащимся следует привести несколько вариантов решения задачи
Преподавание экономических дисциплин студентам технических специальностей
# 10, октябрь 2014
УДК: 330.101.5, 372.862
Пилюгина А. В.
В статье рассматриваются особенности преподавания экономических и финансовых дисциплин студентам технических специальностей. Актуальность выбранной темы обосновывается необходимостью формирования экономической культуры инженерных кадров в условиях современной рыночной экономики. Также особое внимание уделяется значимости проблемного обучения, технологий развивающего образования, активного получения знаний. Основное дидактическое назначение проблемного обучения состоит в управлении непосредственно преподавателем активной поисковой деятельностью студентов. Рассматриваются подходы к преподаванию финансово-экономических дисциплин, предлагаются конкретные экспериментальные ситуации, с помощью которых в аудитории можно объяснить студентам некоторые концепции экономики и финансов, отработать механизмы поведения, принятия решений. Особое внимание уделяется сущности и возможности применения методических приемов активной аудиторной работы. Обосновано, что подобные методы и подходы позволяют формировать навыки исследовательской, поисковой работы, воспитывать профессионально значимые качества личности.
Студенты и преподаватели - коллеги? Анализ особенностей общения преподавателей и студентов технических вузов
# 08, август 2014
УДК: 378.147
Марецкая В. В., Савельева Л. В.
Рассмотрены особенности общения преподавателей и студентов российских вузов на примере технических специальностей. Анализ выполнен на основе опыта проведения учебных занятий и наблюдений, сделанных в ходе командировок в зарубежные вузы. Сравнительная характеристика особенностей общения позволила выявить факторы, влияющие на развитие отношений между преподавателями и студентами. Основные из них связаны со исторически сложившейся структурой образования, социальными установками и др. Особо выделено взаимодействие вузов с промышленными предприятиями. На основе анализа выявлены методические приемы, которым преподавателю целесообразно уделить большее внимание при проведении теоретических и практических занятий для повышения мотивации студентов к учебе и эффективности обучения в целом.
О возможностях оценки лидерских качеств студентов с ограниченными возможностями слуха
# 07, июль 2014
УДК: 316.663.5: 37.013.8
доцент, к.ф.н. Гаврилина Е. А.
Статья посвящена описанию одного из возможных способов оценки лидерского потенциала студентов с ограниченными возможностями слуха. Автор утверждает отсутствие специфики лидерских качеств студентов с ограниченными возможностями слуха по сравнению с их здоровыми сверстниками. Обосновывается возможность проводить оценку лидерского потенциала студентов с ограниченными возможностями слуха в процессе ролевой игры, которая описана в статье. Фиксируется качественный характер подобных оценок и описываются способы преодоления недостатков качественных методов в процессе выявления лидеров среди студентов с ограниченными возможностями слуха.
Использование системы дистанционного обучения для контроля работы студентов при изучении дисциплины «Электротехника и электроника»
# 05, май 2014
УДК: 621.313(075.32)
Князькова Т. О.
В статье рассматриваются возможности контроля за работой студентов в течение семестра с использованием системы дистанционного образования Moodle при изучении дисциплины «Электротехника и электроника». Рассмотрены: тестирование как способ контроля работы студентов с использованием вопросов в закрытой форме (множественный выбор) и возможность оценивать активность самостоятельной работы студентов с методическим и контрольным материалом в течение семестра в режиме «on-line». В статье приведены примеры тестовой задачи, результатов тестирования студентов и работы в семестре. Техническую поддержку осуществляет ФПКП МГТУ им. Н.Э. Баумана.
 
ПОИСК
 
elibrary crossref neicon rusycon
 
ЮБИЛЕИ
ФОТОРЕПОРТАЖИ
 
СОБЫТИЯ
 
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА



Авторы
Пресс-релизы
Библиотека
Конференции
Выставки
О проекте
Rambler's Top100
Телефон: +7 (499) 263-69-71
© 2003-2024 «Инженерный вестник» Тел.: +7 (499) 263-69-71